Приветствую Вас Гость!
Четверг, 13.12.2018, 10:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Форма входа

Меню сайта

Опрос

Хотели бы Вы побывать у нас?
Всего ответов: 104

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела

Страницы истории [3]
Материалы, содержащие исторические данные.

Обьявление

Погода

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » с. Ашап » Страницы истории

"Бараба"
    После сорокаминутной неспешной езды автомобиль упирается в гору. Дорога раздваивается – грунтовая, с рытвинами и колдобинами, смело карабкается круто вверх, одетая в асфальт, поворачивает налево. Подъём и резкий вираж открывают панораму большого села Ашап, которое в старину называли заводом. Слева, на отшибе, на «семи ветрах» расположена «новая» средняя школа, внизу, в центре села высится Свято – Троицкая церковь. Лента дороги, сбегающая в низ плотине, и река с зеркалом пруда условно делит село на части, каждой из которых жители дали неофициальное имя, а точнее прозвище. Одна из частей называется Бараба.
    Это необычное название встречается не только в нашем районе, но и в отдельных местностях Урала и Сибири. Поиск какого-либо объяснения значения этого наименования долго не давал результата. Ещё из школьного курса географии мы помним, что южная часть Западной Сибири – лесостепная равнина называется Барабинской степью. В Новосибирской области есть город Барабинск, расположенный в Барабинской степи на Сибирской железнодорожной магистрали, в 300 км от Новосибирска. Возник он в 90-х годах 19 века в связи со строительством Сибирской железной дороги, городом стал в 1917 году. 
    Однако разъяснение смысла данного термина в энциклопедических словарях найти не удалось. Но вот неожиданно я обратил внимание на отдельные штрихи в ряда публикаций, проливающие свет в этом направлении.
     В «Словаре русских личных имён» (М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1996. – 528 с.») доктор филологических наук А. В. Суперанская на странице 140 раскрывает значение мужского старого календарного имени: «ВАРАВА – из греческого Варавва: древнееврейское – сын отца – имя разбойника, отпущенного на свободу, вместо которого был распят Иисус Христос».
    В части VIII «Люди Библии» (Библейская энциклопедия. Российское Библейское общество, перевод с английского на русский язык, 1995 г.) на странице 197 читаем: «Варавва (Бар-Абба) – убийца и мятежник. Во время ареста Иисуса Варавва находился в тюрьме. В честь праздника Пасхи римляне отпускали на волю одного из осуждённых. Римский правитель Иудеи Понтий Пилат предложил иудеям освободить невинного Иисуса. Однако, подстрекаемая религиозными вождями, толпа потребовала отпустить Варавву. Убийца был освобождён, а Иисус – распят. Мф. 27: 15-26».
   Суть вышеизложенного подробно изложена в Библии – Книгах священного писания, в том числе в Евангелии от Матфея, глава 27, 15-26 стихи.
Итак, греческое имя Варавва, в древнееврейском написании Бар-Абба, трансформировалось в нарицательное имя бараба, то есть убийца, мятежник, разбойник.
     Кто такой Варавва? Вот что написано о нём в «Новом Завете»: 
Евангелие от Марка, глава 15, стих 7: «Тогда был в узах некто Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство»;
Евангелие от Луки, глава 23, стих 19: «Варавва был посажен в темницу за произведённое в городе возмущение и убийство».
Евангелие от Иоанна, глава 18, стих 40: « Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник». 
    В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова даётся два значения слова «разбойник»: 1. Человек, который занимается разбоем, грабитель. Разбойник с большой дороги (так же переносное значение: отъявленный негодяй (подлый низкий человек). 2. Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) «Ах, разбойник, что ты наделал?»
     В первую категорию вполне могли попасть поселенцы, бежавшие в Сибирь и на Урал от гнёта помещиков, а также ссыльные, сосланные за совершённые преступления, в том числе за участие в бунтах и неповиновение власти. Со временем бараба – нарицательное имя негодяя, разбойного человека, перешло и к названию места, где селились люди, нарушившие закон, совершившие какое-либо преступление. 
    Барабинская степь расположена на Обь – Иртышском водоразделе, в пределах современных Новосибирской и Омской областей, площадь её около 117 тыс. кв.км. Рельеф слегка всхолмлённый, высота 100-150 м; в южной половине отчётливо выражены параллельные повышения – «гривы». Гривы заняты луговыми степями, разнотравными лугами и берёзовыми колками на чернозёмах, солонцах и серых лесных почвах; в понижениях между ними пресные и солёные озёра (Чарны, Убинское, Сартлан и др.), сфагновые болота, займища и солончаковые луга.
Судя по характеристике природных условий, этот край был привольной средой для обитания беглых и разбойников и удобным местом для ссылки. В связи с этим, можно предположить, что наименование Барабинской степи пришло из древности и произошло от слова «бараба».
     А если говорить конкретно, применительно к селу Ашап, то появление околотка (часть села) под названием «Бараба» можно объяснить следующим образом. Горнозаводчики Демидовы, получив по Указу Петра Первого Невьянский казённый завод и право строить железоделательные и медеплавильные заводы, прибыли на Урал из Тулы. Строительство и ввод в действие новых заводов, в том числе и Ашапского медеплавильного завода, основанного Акинфием Никитичем Демидовым по Указу Берг коллегии от 1 июня 1741 года и пущенного в работу 30 октября 1744 года, требовало большого количества рабочих рук. И в связи с этим горнозаводчики брали под своё покровительство пришлых и беглых людей, среди которых были и люди, находящиеся не в ладах с Законом или бежавшие с оседлых мест от дикой кабалы помещиков. В их числе были и раскольники, бежавшие с Волги, а так же ссыльные бунтовщики и скрывающиеся от властей разбойники. Демидовы тайно от властей брали их на заводы, определяли им для проживания определённое место (околоток) в заводском селении, которое затем получило неофициальное название Бараба. Притом беглым людям, которых разыскивали власти, хозяева заводов могли и тайно сменить имя и фамилию, а затем использовали их на самых тяжёлых работах.
    И ещё один интересный факт. В историко-публицистическом журнале «Родина» №7 за 1994 год, в рубрике «Нравы и обычаи», доктор исторических наук Нина Миненко в статье «Всепрелюбезная наша сожительница…» пишет: «Всем уездным командирам Чичерин (Чичерин Д. И. – губернатор Сибири в 1771 году) приказал «девок» в возрасте свыше 25 лет, которые на 1 января 1772 года останутся незамужними, выслать на Барабу, где отдавать в жёны посельщикам». В 40-х годах 19 века один из сибирских старожилов рассказывал И. Корнилову, что в пору его молодости по местным деревням разнёсся слух, будто всех девушек отправят в Барабу – в жёны ссыльным «водворенцам».
    В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля разъясняется смысл слова «водворять», от которого образовано слово «водворенец» - поселить, отвести место, устроить для постоянного жительства.
    Шли годы, менялись поколения, о медеплавильном заводе в Ашапе сегодня мало что напоминает, а вот названия отдельных частей села всё ещё живут в памяти и обиходе его жителей: Центр, Казамат, Зарека, Гора, Ключики и, конечно, Бараба. Смысл их не всем понятен, но это малая родина многих людей, когда-то проживавших и живущих сегодня, милый сердцу уголок России.




Источник: http://По материалам газеты «Верный путь» №48 за 21 апреля 2004 года.
Категория: Страницы истории | Добавил: LexuS (09.08.2009)
Просмотров: 3857 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 1
1 giva48  
Очень интересно куда относиться дом по ул.Советской 105( сейчас 123)? К Барабе или Центру?

Имя *:
Email *:
Код *: